После шести месяцев испытаний Adidas решила начать в 2017 г. массовое производство обуви на заводе недалеко от Ансбаха в Баварии. Здесь и еще на одном заводе, который будет построен в США, Adidas планирует через 3-5 лет выпускать ежегодно около 1 млн пар беговых кроссовок. Последние 30 лет, когда западные компании перемещали производство в развивающиеся страны ради экономии на оплате труда, такое казалось невообразимым. Но рост зарплат в Китае и прогресс в робототехнике могут изменить ситуацию.
«Когда я пришел в Adidas в 1987 г., процесс закрытия заводов в Германии и перемещения производства в Китай только начинался, - отмечает гендиректор компании Херберт Хайнер, который покинет свой пост в этом году. - Сейчас оно возвращается. Такой полный круговорот кажется мне почти сверхъестественным».
Экспериментальный завод Adidas в Ансбахе – это пример революции, которую совершают в производстве роботы. В небольшом холле примерно полдюжины машин выстроены в две производственные линии: одни делают подошвы, а другие – верх обуви. Процесс производства пары кроссовок от начала и до конца занимает около пяти часов. Для сравнения: на нынешней цепочке поставок Adidas в Азии аналогичный процесс может занять несколько недель.
На этом так называемом «скоростном заводе» благодаря автоматизации требуется минимальное участие человека в производственном процессе, и там будут трудиться только 160 человек. Их число может даже уменьшиться, но компания не ставит целью полную автоматизацию, говорит Хайнер.
Adidas утверждает, что на несколько лет опережает конкурентов, включая Nike и Under Armour, у которых еще нет таких заводов. Хоть Nike и говорила несколько лет о локализации производства, но ей еще предстоит построить завод. Но, как отмечают аналитики, это лишь вопрос времени - когда компании поспешат вернуть производство ближе к конечным потребителям. По словам аналитика Deutsche Bank Дэвида Вейнера, никто не скрывает, что все компании хотят первыми совершить революцию в производственном процессе, а для этого нужно объединить автоматизацию и локализацию производства.
Одно из больших преимуществ нового завода Adidas — производительность. Хотя потребуется выпустить более крупные партии обуви, чтобы более точно оценить ее, заявляет компания. По оценкам Boston Consulting Group, к 2025 г. роботы позволят увеличить производительность во многих отраслях на 30% и снизить издержки на оплату труда на 18% в таких странах, как США, Китай и Германия.
Для Adidas любое вызванное этим увеличение маржи будет приветствоваться. В 2015 г. на долю обуви пришлось 8,36 млрд евро из ее общих продаж в размере 16,92 млрд евро, а общая операционная маржа составила только 6,5%. Для сравнения: у ее главного конкурента Nike на долю обуви пришлось $19,07 млрд из общих продаж в размере $31,34 млрд за 12 месяцев по ноябрь 2015 г. Операционная маржа Nike в 2015 г. составила 13,9%, по оценкам аналитика MainFirst Джона Гая.
Другая выгода от локализации полного цикла производства определенного вида кроссовок в одном месте — это упрощение цепочки поставок, которая сейчас чрезвычайно сложная. Это не только позволит сократить издержки на хранение и логистику, но и сделать процесс производства более быстрым и гибким. Сейчас Adidas требуется в среднем 18 месяцев на разработку и выпуск нового вида кроссовок - это очень долго для чувствительного к трендам рынка. Тем не менее, по мнению Хайнера, будущее, в котором потребители смогут иметь сделанную на заказ обувь, становится ближе. Как утверждают аналитики, такой спрос растет, и удовлетворять его будет необходимо, а Adidas пока отстает в этой области от Nike.
«Сейчас потребители действительно хотят новые и модные продукты, поэтому компаниям потребуется ускорить доставку, - говорит аналитик Euromonitor Аяко Хомма. - Наличие производства на основных рынках определенно поможет выполнять заказы своевременно».
Кроме того, благодаря перемещению производства ближе к конечному потребителю Adidas будет легче сбалансировать спрос и предложение. Это позволит компании продавать со скидками меньше обуви, которая иначе накапливалась бы на складах, а также поможет увеличить маржу.
Но пока это лишь далекая перспектива, так как на двух новых заводах будет выпускаться 1 млн пар обуви, а Adidas в 2015 г. произвела 301 млн пар. Кроме того, эти заводы не станут заменой производства Adidas в Азии, где спрос быстро растет. Тем не менее Хайнер уверен в большом потенциале: «Посмотрите на использование роботов в автомобилестроении, а обувная отрасль находится лишь в начале пути. Но начало уже положено».
Источник: Financial Times