Летающие автомобили становятся все реальнее

// 12 июля 2016 года Печатная версия Скачать: pdf (39.17 KB)

Ряд предпринимателей пытаются выпустить на рынок новый вид личного транспорта – летающие автомобили. Некоторые из них уже летают, другие пока существуют только на чертежах. При этом их дизайн различается так же сильно, как и у первых самолетов, ведь отрасль новая, а разработчики по-разному представляют пожелания потребителей, технические параметры и возможные требования регуляторов.

О летающих автомобилях люди мечтают давно. По словам менеджера проектов мюнхенской Carplane Джона Брауна, он хранит изображение человека на велосипеде, прикрепленного к воздушному шару, которое датировано 1885 г. Сейчас в производстве летающих автомобилей заинтересованы как сооснователь Google Ларри Пейдж, лично финансирующий сразу две занимающиеся этим компании, так и китайская госкомпания Aviation Industry Corp. of China (AVIC). Последняя представила свой прототип на выставке в Тяньцзине в 2015 г.

Разработчикам летающих автомобилей часто приходится иметь дело с противоречивыми требованиями. Например, автомобили должны иметь ограниченную ширину и помещаться в гараже, а самолетам, наоборот, необходим большой размах крыльев. В них по-разному распределяется вес. В результате, некоторые прототипы похожи скорее на летающие автомобили, а другие — на ездящие по дорогам самолеты. Но несмотря на различия в дизайне цель одна — создать транспортные средства, безопасные и на дорогах, и в небе.

Европейские регуляторы хотят предоставить инженерам определенную свободу в разработке различных идей. Еврокомиссар по транспорту Виолета Булц попросила своих подчиненных начать думать над концепцией «городского авиационного пространства», которая подошла бы для дронов и городских самолетов. Хотя начало продаж реальных летающих автомобилей остается отдаленной перспективой. Идеей до сих пор занимаются в основном лишь ряд предпринимателей, но они предлагают все более продуманный дизайн.

Наука приближает осуществление мечты о летающих автомобилях, утверждает технический директор AeroMobil Дуглас Макэндрю. Эта словацкая компания впервые выполнила полет прототипа в 2012 г. Все более доступные композитные материалы позволяют делать летающие автомобили достаточно легкими для взлета и крепкими, чтобы выдерживать ежедневную эксплуатацию, говорит Макэндрю. Также, по его словам, двигатели стали легче и мощнее, а необходимая для управления электроника – доступнее.

Компания Terrafugia из штата Массачусетс работает над прототипом уже третьего поколения, который отвечал бы еще не до конца разработанным требованиям регуляторов. Terrafugia хочет, чтобы он попал в категорию легких спортивных самолетов, поэтому водителям для управления им необходимо будет иметь соответствующую лицензию. Новая модель будет тестироваться в 2016-2017 гг. Ее первоначальный двухместный прототип Transition впервые совершил полет в 2009 г. и налетал более 100 часов. Также Terrafugia работает над четырехместным транспортным средством, способным взлетать и приземляться вертикально. Компания признает, что для реализации этой модели необходимо преодолеть «значительные технические и нормативные барьеры» и производство подобных машин начнется не раньше 2024 г.

Разработка летающих автомобилей проходит далеко негладко. Так, прототип AeroMobil разбился во время тестового полета в 2014 г., после чего компания изменила его дизайн. Как утверждает AeroMobil, затем он налетал семь с половиной часов, и еще 40 часов компания тестировала двигатель. Теперь она планирует представить модель AeroMobil 4.0, начать принимать предварительные заказы в 2017 г. и продавать ее в 2018 г.

Но вопросы с регуляторами еще не разрешены, и это может задержать появление летающих автомобилей. По-прежнему ведутся споры о том, разрешать ли их владельцам ездить по дорогам или взлетать с местных аэродромов. Еврокомиссия может решить создать для летающих автомобилей новую категорию, в которой был бы найден компромисс между правилами авиационной и дорожной безопасности, говорит один из чиновников ЕС. Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) сообщило, что провело уже две встречи со сторонами, заинтересованными в создании «ездящих по дорогам» самолетов. Также представитель Федерального управления гражданской авиации США заявил, что летающие автомобили – это самолеты, поэтому они должны сертифицироваться этим ведомством, а управлять ими должны только пилоты с соответствующей лицензией.

Даже если предположить, что все проблемы с регуляторами будут решены, останутся вопросы о предпочтениях потребителей. По мнению Брауна, оптимальная дальность полета автомобилей Carplane – от 320 до 1930 км, особенно они подойдут для местностей, где между городами нет хороших транспортных связей. Их скорость во время полета, вероятно, составит 200 км/ч, а на дороге – не более 175 км/ч. Высота полета не должна превышать 4600 м. Carplane сейчас обсуждает свою концепцию с регуляторами ЕС, поэтому продажи вряд ли начнутся раньше 2019 г., говорит Браун. Кроме того, от решения немецких авиационных регуляторов зависит, когда компания начнет тестировать транспорт в воздухе.

Летающие автомобили в любом случае не будут дешевыми, утверждают компании, хотя многие из них не хотят обсуждать цену. Их стоимость, вероятно, будет значительно выше, чем у самых дешевых самолетов или люксовых спортивных автомобилей. Но летающие автомобили располагают рядом преимуществ, утверждает Браун: например, можно экономить на аренде ангара (может превышать $500 в месяц) и не надо покупать авиационное топливо. По его словам, летающие автомобили можно будет заправлять на обычных заправочных станциях.

Источник: The Wall Street Journal