Для борьбы с занижением объема налогов, уплачиваемых крупными транснациональными компаниями, США должны реформировать собственную налоговую систему, перейдя на территориальный принцип налогообложения. Одновременно следует ужесточить применение вычетов и ограничить вывод капитала, рекомендуют эксперты МВФ в новом докладе, посвященном масштабной реформе налоговой системы страны. Изменения, которые предлагает МВФ, могут привести к пересмотру и мировой системы корпоративного налогообложения.
США необходимо реформировать систему налогообложения транснациональных корпораций с тем, чтобы повысить собираемость налогов. Для этого необходимо уравнять налоговую нагрузку на кредитное и инвестиционное финансирование, говорится в новом исследовании, опубликованном на сайте МВФ (Kimberly Clausing, Edward Kleinbard, Thornton Matheson). "С учетом того, что США — крупнейший импортер и экспортер капитала, подобная реформа могла бы привести к глобальному пересмотру международной налоговой системы",— полагают авторы доклада. Предложения по реформе налоговой системы сейчас готовит Минфин США.
По мере роста доли доходов, получаемых от нематериальных активов, их обложение становится все сложнее. В 2012 году 60% доходов транснациональных корпораций были получены в юрисдикциях с эффективной ставкой корпоративного налога ниже 5%. В то же время в самих США ставка варьируется от 15% до 35%, что выше, чем в среднем по ОЭСР — 23%, но фактическая налоговая нагрузка оценивается в 14% из-за использования налоговых вычетов.
При этом соотношение уплаченного налога к объему операционной прибыли (до вычета амортизации) сопоставимо с другими странами "большой семерки" — 13,2% против 13,3%. Сокращению налоговой базы способствуют отсрочка выплат налога зарубежными "дочками" американских компаний (объем "зависших" средств оценивается в $2 трлн), а также ускоренная амортизация. Кроме того, возможность сокращать прибыль на сумму уплаченных процентов по кредитам (и отсутствие такой возможности для дивидендов) приводит к искажению распределения капитала, создавая преференции компаниям, имеющим доступ к кредитным средствам, а также способствует росту дисбалансов в экономике, отмечают исследователи.
Основное предложение экспертов МВФ — перевод налоговой системы США на территориальный режим. Он предполагает распространение фискальной нагрузки только на доходы и дивиденды, полученные в США (сейчас американским компаниям приходится доплачивать разницу между налоговой ставкой США и юрисдикции, в которой получены доходы). Помочь переходу к новой системе призвано введение минимального (по ставке 15%) налогообложения прибыли, полученной в низконалоговых юрисдикциях. Кроме того, использование вычетов должно быть ограничено территориально — вычеты, полученные в странах с высокими ставками, не должны использоваться для вывода из-под налогообложения доходов, обложенных по низкой ставке.
Для уравнивания налоговой нагрузки на кредитное финансирование и капитал реформа предполагает переход к обложению "экономических рент", то есть доходов сверх установленной нормы доходности, с одновременным снижением ставки налога до 25-28%. Предполагается, что это должно выравнять популярность долгового и инвестиционного финансирования активов — например, за счет введения вычета на инвестиции по аналогии с вычетом на уплату процентов по кредитам. Подобная система действует в Бельгии, Италии, Австрии, Бразилии и Хорватии, а также применяется в отдельных отраслях (в частности, при налогообложении доходов от добычи полезных ископаемых).
Впрочем, критики подхода указывают на сложность определения "нормативной" доходности и риски недостаточного налогообложения капитала. Европейская практика пока также неоднородна. "В Бельгии есть номинальный вычет в зависимости от размера инвестиций — это налоговый стимул для инвестирования через бельгийские холдинги, но он не вызвал взрывного интереса к стране. На Кипре действует схожая система",— отмечает партнер International Tax Associates Рустам Вахитов. По мнению эксперта, проще бороться со злоупотреблениями в виде завышения процентных платежей, нежели заменять их фиксированными вычетами.
Источник: www.kommersant.ru/doc/3032378